Профориентация пользуется большим спросом у старшеклассников и их родителей в преддверии выбора ВУЗа или СУЗа. В этот период (9-11 классы) особенно остро ощущается необходимость выбрать будущую профессию и сферу обучения, ведь на кону следующие 4-6 лет (бакалавриат, магистратура) и карьерные перспективы.
Часто по итогам профориентации оказывается, что у школьника есть и способности и интерес к какой-либо профессиональной сфере (например, художественной), но обнаружили их достаточно поздно, когда уже пора готовиться к поступлению. А подготовиться к выполнению творческого задания школьник уже не успеет, ведь рисовать он на должном уровне не умеет, и за 1 год всех навыков ему не развить. Что и говорить о спортивных направлениях, где занятия нужно начинать иногда ещё до поступления в школу! Вот если бы его интерес и задатки заметили раньше и отдали в специальный кружок в начальных классах и средней школе…
Все знают примеры из жизни, когда школьника родители практически насильно отправили в какой-либо ВУЗ, а он там учился спустя рукава и или вылетел на сессии или закончил его так, что в итоге ничего толком не знает и не умеет. Другое дело, когда специальность выбрана сознательно, есть желание учиться. Тогда школьник (а потом студент) готов самостоятельно изучать литературу, посещать дополнительные занятия, ответственно относиться к учёбе, потом быстрее приобретать профессиональный опыт. Но чтобы выбор был сделан осознанно, продуманно, школьник мог взять на себя эту ответственность, его нужно подготовить.Навык «выбирать» нуждается в тренировке.
Пользу ранней профориентации сложно переоценить. Чем раньше ребёнок начнёт задумываться о том, чем ему интересно заниматься, выяснять, к чему у него есть склонности и способности, что ему подходит по характеру, тем лучше. Конечно, во 2-7-ых классах о выборе профессии говорить ещё рано. Но узнавать себя и свои возможности, пробовать себя в разных видах деятельности очень полезно. Ранняя профориентация позволяет сделать большое число проб, не боясь ошибок. Можно попробовать себя в огромном количестве кружков, секций, посещать самые разные занятия. Тренироваться выбирать и развивать свои способности. Тогда к 9-11 классу выбор ВУЗа и специальности будет намного более продуманным, осознанным и продуктивным.
Список ресурсов, которые могут помочь с выбором будущей профессии:
- Центр Тестирования и Развития при МГУ "Гуманитарные технологии" "Профориентация: КЕМ СТАТЬ"
- Smart-course - осознанный выбор профессии
- Профессиональная ориентация (Федеральный портал "Российской образование")
- Справочник профессий
- Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)
- Портал Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России
- IT - моя будущая профессия
- Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан "Профориентационная работа"